Здравствуйте!
Попросите любителя советского кино перечислить десятку лучших комедий эпохи СССР – и «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая окажется в этом списке с вероятностью 99%
Сколько бы скрытых подтекстов о конституции или «зелёной» валюте ни нашли цензоры в безобидном по сути произведении, оно уже навсегда останется в сердцах слушателей как простая и позитивная песня, умеющая поднять настроение даже в самый хмурый день.
Над музыкой к фильму Гайдай работал со своим давним коллегой Александром Зацепиным. На момент съёмок «Бриллиантовой руки» за плечами у композитора и режиссёра были уже два успешных проекта – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Операция "Ы"». Изначально Леонид Иович рассчитывал разместить в фильме всего две песенные вставки – «Помоги мне» и «Песню про зайцев». Коррективы в режиссёрский план внёс поэт Леонид Дербенёв.
Дербенёв – автор множества текстов к песням из советского кино: его перу, к примеру, принадлежат «Три белых коня» из «Чародеев» и культовая «Есть только миг» из «Земли Санникова». Работая в паре с Зацепиным, Леонид Петрович сочинял строчки уже на готовые мелодии, но с «Островом невезения» всё было наоборот. С текстом этой песни Дербенёв обратился к композитору с просьбой показать получившееся стихотворение Гайдаю, надеясь, что оно ему понравится.
Зацепин прочёл незамысловатые четверостишия о дикарях с таинственного острова и легко набросал для них мелодию. Записав аранжировку на магнитофон, он отправился к режиссёру.
Как и ожидал Дербенёв, песня пришлась по вкусу Леониду Иовичу, но в готовом сценарии для неё не было места. По счастью, Зацепин проявил настойчивость и убедил режиссёра вставить композицию в сцену на палубе, заменив ею досужие разговоры персонажей Никулина и Миронова.
самым серьёзным испытанием для «Острова невезения» стало прохождение худсовета. Сделав несколько замечаний к юмору и игре актёров, члены комиссии посоветовали режиссёру полностью убрать песню из итоговой версии фильма. Кто-то из представителей совета разглядел в композиции своеобразную аллюзию на Советский Союз. Ни Дербенёв, ни тем более Зацепин даже не предполагали, что в песне могут углядеть что-то подобное и, по словам композитора, не закладывали в неё никаких тайных смыслов.
Несмотря на рекомендации худсовета, Гайдай не стал вырезать «Остров невезения» из фильма. Проделав столь трудный путь, песня, наконец, попала на экран и моментально стала шлягером.